Они были первыми: Хацу Бижев

02.04.2024

Они были первыми: Хацу Бижев

ХАЦУ БИЖЕВ   Заслуженный работник НКВД.

С 23 августа 1949 года по 6 октября 1951 года -начальник ОМЗ МООП-МВД КАССР.

с 6 октября 1951 года по 12 мая 1953 года-заместитель министра ВД КАССР.

Ему было уже семь лет – школьный возраст, когда в далеком Петрограде скоротечно состоялось смена Временного правительства Советом Народных Комиссаров. Отголоски этого революционного события нескоро докатились до предгорного села Абзиванова, растянувшегося узкой лентой вдоль реки Куркужин, вдали от оживленных дорог и крупных населенных пунктов. Следом еще три года раскачивался в этих краях маятник гражданской войны, сменяя Добровольческую армию на красноармейские части, казачьи отряды на шариатскую колонну, кадетов на большевиков, Серебрякова-Даутокова на Катханова… Лишь после окончательного установления Советской власти в Нальчикском округе Терской области, ставшей Горской Республикой в составе России, представилась возможность учиться уже ставшему подростком Хацу Бижеву. Отец его, Мату, был безграмотным крестьянином-бедняком и мечтал в душе, что, может быть, сын выбьется в люди, овладеет грамотой.

В 1923 году удалось снарядить 13-летнего Хацу в ближайшую среднюю школу в селе Русский Баксан, всего-то в шести часах пешего хода, если быть расторопным. Чаще, конечно, удавалось оставаться на ночлег у родственников. Здесь впервые увидел Хацу и автомобиль, и трактор, впервые услышал русскую речь. В пятом классе его приняли в комсомол, и он в тот же день чуть не прибежал домой, чтобы поделиться этой радостью с родителями и сельскими сверстниками. А через три года, получив неполное среднее образование, и вовсе вернулся в родное село, называвшееся уже Верхним Куркужином, чтобы преподавать родной язык в начальной школе.

Но учителем ему довелось работать всего один год, а в ноябре 1932 года Хацу уже был в форме курсанта Отдельной роты связи 28-й стрелковой дивизии. Два года действительной службы в армии научили его толково разбираться в радиостанциях, отдавать приказы и принимать решения, будучи уже в звании младшего командира Красной Армии. К концу службы в армии Бижев был востребован в кадры НКВД и год проходил практику в Кабардино-Балкарском областном управлении, после чего был направлен на учебу в Ростовскую межкраевую школу Главного Управления Госбезопасности НКВД СССР. Так начался долгий чекистский путь крестьянского сына Хацу Матуевича Бижева.

Выходя замуж за ставшего кадровым энкавэдэшником Бижева, красавица Унат Балкарова из Кишпека могла предположить, что семейная жизнь не будет похожа на сельскую идиллию. Но не до такой же степени! Свадьбу сыграли, когда Хацу приехал из Ростова. Три месяца он был помощником оперуполномоченного НКВД в г. Нальчике, а затем направлен на такую же должность в Терское райотделение. Прошло полтора года, но как только у них родилась дочка Нина, Бижева назначают начальником Прималкинского РО НКВД. Казалось бы, теперь семья обзаведется своим жильем, пополнится новыми детьми, обрастет друзьями. Но началась Вторая мировая война, вызвавшая поход Красной Армии на запад и присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Правительство страны спешно организовывало там структуры власти, привлекая для этого кадровых работников из разных областей. В числе их оказался и Хацу Бижев, направленный в ноябре 1939 года начальником 3-го отделения Любомльского райотеделения НКВД по Волынской области, став через три месяца уже помощником начальника РО УНКВД там же. На этот раз жена с маленькой дочкой остались на родине. Война тлела у границ СССР, и Хацу чувствовал ее скорое приближение.

Никому и никогда он не признался бы в этом. Более того, скажи об этом кто-нибудь, чекист Бижев расценил бы это как провокацию, как неверие в сталинскую политику. Но, видя изменения в настроениях местного населения, знакомясь с агентурными донесениями, сопоставляя разрозненные факты, Хацу Матуевич все чаще приходил к мысли о скором нападении Германии. Граница его Любомльского района была и Государственной границей СССР по реке Буг, и Бижев часто видел на том берегу уверенных в себе сытых немецких солдат и лощеных офицеров.

За три недели до нападения гитлеровской Германии на Советский Союз капитан Бижев был откомандирован в Кабардино-Балкарию, где возглавил с августа 19421 года Нальчикское райотделение НКВД, самое крупное и ответственное подразделение органов внутренних дел республики. Долгий военный год проходил в каждодневных заботах. Уходили на фронт добровольцами лучшие специалисты и оперативники, которым надо было искать замену. Кроме обычной борьбы с преступностью и патрулирования города надо было выявлять и обезвреживать вражеских пособников, диверсантов, задерживать дезертиров, охранять госучреждения и объекты народного хозяйства… Но война неумолимо приближалась сюда с каждым днем, и августе 1942 года председатель Нальчикского горисполкома Алик Шукаев с начальником РО НКВД Хацу Бижевым приступили к организации партизанского отряда.

С этого дня и практически до конца войны Бижев состоит на оперативной работе, организуя разведку в партизанском отряде, собирая разведданные со специальной группой НКВД, а после окончания оккупации руководит отделом по борьбе с бандитизмом во взаимодействии с 163-м и 170-м стрелковыми полками и 1-й Московской дивизией.

Вот что пишет об этом известный ученый-историк Евгений Хакуашев в кратком очерке «Боевые дела», опубликованном в изданной в 1987 году издательством «Эльбрус» книге «Чекисты Кабардино-Балкарии»:

«Во время Великой Отечественной войны на территорию Кабардино-Балкарии были заброшены несколько групп диверсантов, в которых насчитывались десятки лиц, прошедших специальную подготовку в различных разведывательно-диверсионных школах. Для организации эффективной борьбы с гитлеровскими парашютистами в республике были созданы оперативно-войсковые группы. В числе других участвовали в ликвидации вражеских агентов Хацу Матуевич Бижев и Масс Цунович Шомахов. О мужестве и находчивости Бижева и Шомахова говорят их боевые дела.

…Июнь 1943 года. В районе города Алагира Северо-Осетинской АССР сброшена с самолета группа вражеских парашютистов-диверсантов, которую быстро обнаружили и обезвредили. Однако одному из них, радисту, удалось ускользнуть и скрыться в лесу. Обнаружение и арест вражеского диверсанта поручили М.Ц. Шомахову и Х.М. Бижеву, которые с честью выполнили задание».

Позднее оперативно-войсковыми группами под руководством
Х.М. Бижева были ликвидированы два отряда вражеских парашютистов в районе сел. Заюково и на кукурузной плантации между селениями Дейское и Верхний Акбаш. Это лишь эпизоды боевой биографии Х. Бижева…

Именно в эти годы Хацу Матуевич получает и свои первые награды: знак «Заслуженный работник НКВД» с грамотой к нему, орден «Красная Звезда», медали «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

К концу войны сведены на нет бандгруппы, прекратилась заброска диверсионно-парашютных групп. Начальник ОББ НКВД КАССР майор
Х.М. Бижев востребован теперь в новом качестве. Приказом НКВД № 165 от 4 апреля 1945 года он назначен начальником оперативно-чекистского отделения ОИТК МВД республики, через два года – заместителем начальника ОИТК, а с 23 августа 1949 года уже сам возглавляет этот переживший новое становление отдел. Расформированные и эвакуированные вглубь страны с начала войны исправительно-трудовые учреждения создавались заново в республике. Охрану объектов надежно обеспечивал его заместитель старший лейтенант Шиманский, представленный Бижевым к очередному званию, а начальниками подразделений были его боевые соратники: Алексей Федоренко, Павел Долгополов, Александр Заикин…

Признанием заслуг Бижева может служить награждение его в должности начальника ОИТК вторым орденом Красной Звезды в августе 1949 года и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КАССР в сентябре 1951 года. А через месяц после вручения Почетной грамоты министром внутренних дел СССР подписан приказ №1328 от 6 октября 1951 с назначением подполковника Хацу Матуевича Бижева заместителем министра внутренних дел Кабардинской АССР.

Казалось бы, судьба благоволит крестьянскому сыну, отмеченному высокими наградами, выжившему в военное лихолетье и схватками с вооруженными бандгруппами, уважаемому коллегами и населением республики за честность в работе и личную порядочность. Но наступивший 1953-й год круто изменил его дальнейшую карьеру. Со смертью Сталина наступили и изменения в отношении партии к правоохранительным органам, усугубившиеся противостоянием Хрущева и Берия. По всей стране проходила кампания по пересмотру дел, заведенных ранее органами НКВД-МВД, и вынесенных по ним решений. Одновременно реализовывалась установка ЦК КПСС об укреплении кадров МВД, а фактически – смене управленческого звена. 12 мая 1953 без каких-либо претензий к личности и профессиональной подготовке Хацу Матуевича Бижева понижают в должности до начальника 2-го отделения 1-го отдела МВД КАССР.

Такое отношение нового руководства МВД СССР к Бижеву не нашло понимания в кабардинской парторганизации. Более того, обком КПСС пошел на то, что предложил Хацу Матуевичу перейти на партийную работу, а в январе 1954 года пленум Эльбрусского райкома КПСС избрал его первым секретарем. Но в аппарате Центрального Комитета это решение было воспринято с плохо скрываемым неодобрением, и в результате Бижев 5 июня 1954 года возвращается в МВД КАССР на должность начальника 1-го Спецотдела, откуда и ушел в отставку 22 августа 1956 года.


Дата последнего обновления: 12.04.2018 19:31